Особенности душевного состояния ребенка в сложных ситуациях напрямую зависят от состояния, заботящегося о нем взрослого.
Что такое сложные ситуации, это ситуации, с которыми мы встречаемся не каждый день, ситуационные кризисы, такие как развод родителей, переезд в другой город, потеря или серьезная болезнь близкого родственника , переживание стихийных бедствий и т.д. В любом случае мы будем говорить об изменившихся условиях жизни ребенка ( например, новый дом, новое качество жизни) и его новой идентичности (например, «новичок» в школе ).
Проживая сложные ситуации, ребенок может продвинуться в своем индивидуальном развитии, либо замереть на какое-то время, либо замедлится в развитии.
Поэтому так важна задача своевременного и качественного разговора родителя с ребенком.
На какие особенности стоит обратить внимание?
Временной фактор. Когда произошло событие, и в каком состоянии в связи с этим событием находятся сами родители, используя первый постулат, что состояние ребенка напрямую зависит от состояния родителей. Отсюда становится понятно, что разговор может происходить тогда, когда кто-то из родителей справился с собственным стрессом, но с другой стороны - не задерживая надолго.
Возрастной фактор. Чем младше ребенок – тем больше на него влияет состояние родителя.
В возрасте от 0 до 5 лет- ребенок не способен осознать свои чувства и переживать их в одиночку. Для ребенка нет большой разницы между реальностью и воображаемым миром. Часто ребенок реагирует на стрессовую ситуацию телесными проявлениями и симптомами. Поэтому разговаривать с ребенком нужно при необходимости в тесом телесном контакте, не ограничивая его свободы. Помогать описывать чувства, которые может испытывать ребенок.
В 5-7 лет у ребенка- много фантазий, любопытства. Родители являются важной опорой в переживании трудных чувств и событий. Сложными чувствами в этот период являются чувство вины и тревоги, так как являются возрастными основами для успешного прохождения возрастного кризиса. Разговаривать с ребенком в этом возрасте нужно активно используя его готовность задавать множество вопросов и способность ребенка к творчеству: предложить вместе порисовать, как ребенок видит ситуацию и т.д. для проживания чувств можно обратиться к образам из сказок.
В 7-13лет ребенок все еще ориентирован на родителей, но уже активно ищет и замечает реакции окружающих его сверстников, включен в учебную деятельность. Реакция на стрессовое
событие зависит от того, насколько это скажется на его активности и привязанности к родителям. Разговор важно выстраивать в русле причинно-следственных связей (почему произошло, как это скажется на тебе, что будет дальше), интересоваться чувствами, которые переживает ребенок. Периодически возвращаться к теме разговора.
В 13-18 подросток ориентирован мнение на сверстников, проживание стрессовой информации зависит оттого, насколько это может сказаться на общении с ними, на формирование представлении о себе. Подросток может быть подозрителен к словам взрослого ( иметь
собственное мнение и часто нарочно противоположное),проживание стрессовой информации зависит от того, насколько она повлияет на возможность проявляться самостоятельно, как повлияет на идентичность. В разговоре с молодым человеком важно настроится на дружеский лад (как будто вы разговариваете с хорошим другом), честно и ясно рассказать о всех сложностях и особенностях ситуации. Пригласить говорить на эту тему столько раз, сколько это будет необходимо.
Несколько терапевтических принципов разговора родителя с ребенком в сложной ситуации.
1. Говорящему родителю важно быть максимально спокойны. Избегать катастрофических фраз вроде“это ужасно”, “больше никогда”. Спокойствие родителя – придаёт уверенности ребенку.
2. Родителю важно рассказать о событии максимально честно и определенно. Для этого можно подготовиться и продумать, что вы хотите донести ребенку.
3. Поскольку ребенок может быть встревоженным и испытывать множество чувств одновременно, родителю важно контейнровать: называть возможные чувства ребенка.
4. Родителю важно описать, как событие повлияет на жизнь ребенка (изменится ли привычное физическое нахождение, какие новые правила его коснуться, какие новые контакты и отношения ждут, и кто будет выполнять привычные функции, обеспечивать ребенку стабильность и постоянство).
5. Родителю важно расспрашивать, как ребенок понимает случившееся, что чувствует. Помогать творчески приспособиться к событию. Дать возможность сделать собственные выводы.
6. Предложить ребенку возможность говорить: ты можешь со мной говорить, о чем чувствуешь и прийти в любой момент с вопросами. Проявлять понимание: чем я могу помочь прожить?
7. Столкнувшись с чувствами своего ребенка, родитель не всегда знает, как реагировать: вы можете чувствовать растерянность. Нужно время. И уверенность, что вместе вы справитесь.
10. Наконец, чем старше ребенок, тем важнее будет рассказать, как сам родитель проживает эту ситуацию. Выражайте свои эмоции и чувства. Делитесь этими чувствами со своим ребенком на доступном для него уровне.
Признаки, что что-то пошло не так вследствие проживания сложной ситуации и ребенку нужно обратиться к специалисту.
- обычно это поведенческие реакции (агрессивное поведение,
неуспеваемость, импульсивность)
- расстройство сна (ночные кошмары), изменение аппетита
- появление психосоматических симптомов
это может быть поводом для того, чтобы отвести ребенка к психологу.